г. Элиста, ул. Губаревича, 5
+7-904-441-01-24 Пн-Пт: c 10:00 до 17:00

Ответственность заказчика за неверное определение сметной стоимости в Калмыкии

В практике государственных и муниципальных закупок Республики Калмыкия особое внимание уделяется корректности определения начальной (максимальной) цены контракта. Ошибки на этапе расчёта сметной стоимости ведут к нарушению положений Федерального закона № 44-ФЗ и могут повлечь административную и финансовую ответственность заказчика. Для заказчиков Элисты это особенно актуально в связи с активным развитием социальной и инженерной инфраструктуры, финансируемой из регионального и федерального бюджета.

Нормативная основа и актуальность

Правила определения сметной стоимости и НМЦК закреплены в Градостроительном кодексе РФ, Постановлении Правительства РФ № 841, а также в региональных нормативных актах, регулирующих применение ТЕР Республики Калмыкия (ред. 2025). Контроль за соблюдением этих требований осуществляют Контрольно-счётная палата Республики Калмыкия, Федеральное казначейство и ФАС России. В случае выявления нарушений заказчик может быть привлечён к ответственности в соответствии со статьями 7.29–7.32 КоАП РФ.

Типичные ошибки и риски

Анализ экспертной практики в Калмыкии показывает, что нарушения чаще всего связаны с неправильным применением индексов, устаревших расценок и отсутствием расчётных обоснований. Эти ошибки приводят к завышению НМЦК и неэффективному использованию бюджетных средств.

  • Расчёт НМЦК без применения актуальных индексов пересчёта по ТЕР Калмыкии.
  • Использование устаревших сметных нормативов или расценок других регионов.
  • Отсутствие обоснований к применённым ценовым показателям.
  • Включение в смету затрат, не предусмотренных ПП № 841.
  • Несоответствие объёмов работ данным проектной документации.

Практика региона

В 2024 году при проверке проектной документации муниципального объекта в Элисте КСП Калмыкии выявила завышение сметной стоимости на 4,6 млн рублей. Причиной стало применение индексов прошлого года и завышенные расценки на строительные материалы. После корректировки сметной части документации экспертизой и пересчёта по действующей редакции ТЕР Республики Калмыкия (ред. 2025) НМЦК была снижена на 9 %, что позволило избежать административного штрафа и нарушений 44-ФЗ.

Показатель До экспертизы После экспертизы
НМЦК, млн руб. 51,3 46,7
Замечания КСП 3 нарушения 0 нарушений

Вывод

Неверное определение сметной стоимости влечёт не только нарушение требований 44-ФЗ, но и прямые финансовые последствия для заказчика. Применение актуальной ТЕР Республики Калмыкия, а также проведение независимой экспертизы проектной документации на этапе планирования закупки позволяет избежать ошибок, минимизировать риск санкций и обеспечить прозрачное расходование бюджетных средств. Для заказчиков Элисты системный подход к формированию сметной стоимости становится ключевым элементом правовой и финансовой безопасности.